Главная \ Публикации \ Особенности взаимодействия кредитных организаций с оценочными компаниями. Что лежит за усилением внимания ЦБ к оценочным компаниям и их отчетам?

Особенности взаимодействия кредитных организаций с оценочными компаниями. Что лежит за усилением внимания ЦБ к оценочным компаниям и их отчетам?

« Назад

15.04.2017 18:58

Хотелось бы напомнить, что статьей 75 Конституции Российской Федерации определена основная функция Центрального банка Российской Федерации, которая состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

А статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» кроме указанной, целями его деятельности являются: обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы, финансового рынка, развитие и укрепление банковской системы России.

На фоне кризисных явлений в российской экономике в последние годы резко снизилась рыночная активность субъектов хозяйствования, возросли риски, снизилась стоимость активов, которые являются залогами по банковским кредитам, что приводит к снижению обеспеченности исполнения обязательств, повышению рисков как отдельных кредитных организаций, так и банковской системы в целом.

Доля убыточных кредитных организаций по состоянию на 1.09.2016 г. составляет 36,9%, эта доля увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. на 6,8%, объем привлеченных средств кредитными организациями организаций как в рублях, так и в иностранной валюте по состоянию на 1.09.2016 г. снизился по сравнению с аналогичным периодом 2015 г.: в рублях на 2,6%, в валюте –на 15,1%1.

Наиболее существенный абсолютный прирост резервов наблюдался в 2015-2016 гг. При этом сократился в 2015 г. и 2016 г. активный вывоз капитала, пик которого наблюдался в 2014 г. То есть отдельные макроэкономические тенденции являются положительными, но на микроуровне наблюдается существенный рост рисков и тенденции пока негативные.

Поэтому Центральный банк, на наш взгляд, выполняя предписанные законодательством функции, ужесточает требования к мониторингу залогов кредитных организаций, что отражается на изменении требований законов и подзаконных актов в этой части.

В этой связи Федеральным законом от 3.07.2016 г. № 362-ФЗ «О внесении изменений в статьи 72 и 73 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и статью 33 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» были внесены изменения в статью 72 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», которые указывают, что «Банк России в установленном им порядке проводит экспертизу предмета залога, принятого кредитной организацией в качестве обеспечения по ссуде, включающую установление фактического наличия предмета залога и его осмотр, установление правового статуса предмета залога, а также суждение о стоимости предмета залога, выносимого на основании федеральных стандартов оценки, предусмотренных статьей 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Почему же Банк России самостоятельно будет формировать суждение о стоимости предмета залога, хотя есть профессиональные оценщики, которые специализируются на оценке стоимости объектов гражданских прав?

Видимо, здесь можно выделить две основные причины:

  1. независимость Центрального банка от деятельности других органов власти, что указывает на необходимость формирования собственной независимой точки зрения на ситуацию в экономике страны в целом и в каждой поднадзорной организации в частности;

  2. неудовлетворенность качеством результатов оценок профессиональных оценщиков (Центральный банк на регулярной основе направляет в саморегулируемые организации оценщиков жалобы на представленные отчеты оценщиков по оценке стоимости залогов).

В рамках принятых изменений в статьи 72 и 73 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» Банком России разработан проект Положения «О порядке проведения Банком России оценки активов кредитной организации и экспертизы предмета залога, принятого кредитной организацией в качестве обеспечения по ссуде, а также порядке и случаях проведения осмотра актива или предмета залога и ознакомления с деятельностью заемщика кредитной организации и (или) залогодателя, не являющегося заемщиком по данной ссуде, с выходом на место»2 (далее - Положение).

В указанном тексте проекта Положения представлено, что Банк России самостоятельно будет формировать суждение о рыночной и справедливой стоимости предметов залога на основании федеральных стандартов оценки.

При этом в документе не указывается:

  • возможность залогодателя оспаривать сформированную Банком России стоимость залога;

  • отношение к субъектам оценочной деятельности сотрудников Банка России, которые будут проводить экспертизу предметов залога с целью формирования мнения о рыночной стоимости.

Имеются замечания и в части используемой терминологии и рекомендуемой методологии для вынесения суждения о стоимости предметов залога:

  • в п.п. 5.5. Положения указывается, что при вынесении суждения о стоимости предмета залога Банк России руководствуется следующими подходами к оценке предмета залога в зависимости от вида имущества:

  • недвижимое имущество – сравнительный и (или) доходный подходы;

  • ценные бумаги – доходный и (или) затратный подходы;

  • движимое имущество – сравнительный и (или) затратный подходы.

При этом нужно отметить, что ситуация в оценочном сообществе с точки зрения оценки стоимости залогов не стоит на месте. В сентябре 2015 г. был введен в действие Федеральный стандарт оценки «Оценка для целей залога» (ФСО № 9)3. Конечно, нельзя назвать этот документ идеальным, но многие спорные вопросы он позволил снять в работе оценщика при взаимодействии с банками при оценке стоимости залогов.

К проблемным вопросам ФСО № 9 можно отнести4:

  1. наличие требований в отчете об оценке для целей залога «иных расчетных величин», указанных в требованиях п. 8 ФСО № 9 и расшифрованных в п. 11 (иные расчетные величины: прогноз изменения стоимости объекта оценки в будущем и размер затрат, необходимых при обращении взыскания на объект оценки). Однако, практическая реализация этих требований зачастую делает независимого оценщика чуть ли не штатным сотрудником банка, который обязан ежеквартально пересчитывать стоимость залога по первоначальному договору, а для определения размера затрат при обращении взыскания необходима дополнительная информация от банка, который не является стороной договора на оценку залога (первоначальную оценку), а также описание ряда допущений, без которых качественная оценка невозможна;

  2. наличие требований в п. 8 к формированию выводов о ликвидности объекта оценки, однако, банки требуют отнесения объекта к группе ликвидности объекта по своей индивидуальной классификации, которая требует от оценщика анализа сведений, которых в официальных источниках просто нет.

При этом в качестве основных проблем и направлений взаимодействия банков и оценщиков представителями банковского и оценочного сообщества были названы5:

  • идентификация объектов оценки и проведение осмотров;

  • методология и допущения при определении стоимости проблемных активов;

  • установление степени ликвидности объектов;

  • стандартизация расчета ликвидационной стоимости;

  • описание рынка объекта оценки;

  • оптимизация документооборота между оценщиками, заказчиками (заемщиками) и банками.

Кроме того, из вышеуказанного вытекает необходимость сотрудников Банка России обучать оценочной профессии, или вводить еще один квалификационный аттестат для соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, который, например, может быть назван «Деятельность по оценке стоимости предметов залога».

Источник